Текстильная отрасль Узбекистана. От стабилизации производства – к расширению экспортного потенциала
- 16.09.2020 18:49
- 331

Напомним, в первой части интервью нашему изданию глава «Узтекстильпрома» рассказал о том, как текстильная отрасль Узбекистана переживает пандемию, а также о тенденциях и перспективах развития отрасли.
Во второй части интервью читайте, о развитии отрасли в ракурсе углубления взаимодействия с ЕАЭС и вступления в ВТО, переговорах по официальному вхождению в Узбекистан агентства Better Cotton Initiatives, а также о том, что делается для отмены бойкота коалицией Cotton Campaign.
– На продукцию из узбекского хлопка коалиция Cotton Campaign когда-то наложила бойкот из-за привлечения дополнительных работников на сбор хлопка и до сих пор отказывается его снимать. Как сказывается этот бойкот на текстильной отрасли Узбекистана и что делается для его отмены?
– За последние годы реформы, проводимые в стране и текстильной индустрии, вызвали всеобщее признание со стороны международного сообщества. В дни празднования Дня работников текстильной и швейно-трикотажной промышленности мы получили очень много поздравлений от наших зарубежных партнеров. Каждый из них отметил, какой большой прогресс достигнут в последние годы в текстильной индустрии. Для нас высокой оценкой стали поздравления Международной организации труда и Международной федерации производителей текстиля. Деятельность этих организаций является авторитетной для мирового сообщества, и их признание достижений нашей отрасли еще раз доказывает правильность выбранного нами курса.
Хотел бы отметить, что результаты многочисленных переговоров дают свои плоды. Узбекистаном во главе с нашим уважаемым Президентом предприняты важнейшие шаги в направлении обеспечения прав и свобод человека, недопущения принудительного труда, гарантий деятельности ННО. Как бы не было сложно, но правительство отказалось от системы госзаказа на хлопок. Это все сделано ради того, чтобы содействовать росту национальной экономики, убрать барьеры, препятствующие этому. Ответные меры мы увидели и в действиях Cotton Campaign.
Со стороны коалиции было сообщено о подготовке проекта «Соглашения об ответственных источниках» (Responsible Sourcing Agreement), которое будет заключаться между текстильными кластерами Узбекистана и международными брендами. По мнению коалиции, это станет основой для налаживания партнерских отношений с брендами.
Естественным является вопрос: как мы можем гарантировать, что хлопок, выращенный нашими кластерами, собран согласно требованиям международных организаций? Для этого с нашей стороны в тесном сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией и Немецким сообществом по международному сотрудничеству GIZ ведутся переговоры по официальному вхождению в Узбекистан агентства Better Cotton Initiatives (BCI). BCI при выполнении некоторых обязательств со стороны кластеров намерен разработать страновую программу BCI для последующей сертификации хлопкового волокна по требованиям международного бизнеса.
Со стороны МФК и GIZ с 2019 года начаты проекты по обучению фермеров и инициаторов кластеров методике BCI.
Также ведется работа и с представителями проекта «Мониторинг третьей стороной» МОТ по организации сбора урожая хлопка 2020. В этом году для полной прозрачности и получения достоверной информации к мониторингу сбора будут привлечены исключительно гражданское сообщество и ННО.
Кроме того, сами бренды дают «сигналы» о своей готовности работы с узбекским текстилем, качество и ассмортмиент которого отвечает самым «изысканным» требованиям. Не исключаем, что именно в период пандемии потребители в ЕС и других странах заинтересованы в надежных новых поставщиках.
– Узбекистаном принято решение о вступлении в ВТО и углублении взаимодействия с организацией ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя. Какие ожидания в текстильной отрасли в связи с этими решениями?
– Рассматривая вопрос об участии Узбекистана в тех или иных торговых соглашениях (экономических союзах), мы исходим из того, что расширение каналов коммуникации (взаимодействия) идет на пользу, в первую очередь, потребителям.
Страны ЕАЭС являются нашими традиционными и основными внешнеторговыми партнерами, на которые приходится большая часть экспорта готовой продукции текстильной отрасли. Наша продукция на рынках Казахстана и России по некоторым сегментам занимает значительную долю. Между тем, имеется и не реализованный потенциал на этих рынках для отечественных производителей по широкому ассортименту потребительских товаров, в частности рубашек, костюмов, верхней одежды, производство которых в Узбекистане уверенно набирает обороты. В связи с этим углубление сотрудничества с ЕАЭС в виде снижения нетарифных барьеров, оптимизации таможенных процедур, признания и гармонизации стандартов качества продукции видится для нас привлекательным. Согласно исследованию ЦЭИР, Узбекистан может дополнительно нарастить экспорт текстильной и швейно-трикотажной продукции на рынок ЕАЭС на сумму более 300 млн. долл. за счет сокращения тарифных и нетарифных барьеров в торговле, увеличения объемов экспорта.
К тому же, учитывая исторически сложившиеся хозяйственно-экономические отношения с этими странами, значительный потенциал видится в дальнейшем повышении уровня промышленной и сельскохозяйственной кооперации с производителями стран ЕАЭС в области хлопководства и текстильного производства.
Конечно, могу ошибиться, но на сегодняшний день именно текстильная отрасль нашей страны является наиболее конкурентоспособной и подготовленной для успешной работы на международном рынке. На данный момент практически все предприятия отрасли «заточены» на экспорт и готовы к конкурентной борьбе в рамках международной торговой системы.
Я убежден, что текстильная отрасль уверена в своих силах и сможет в полной мере воспользоваться расширяющимися возможностями.
Беседу вели Зиеда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР
Полное интервью читайте в №7 номере журнала "Экономическое обозрение"