Противодействуя «теневой» экономике
- 20.10.2020 14:32
- 157

Интервью председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Шерзода Кудбиева журналу «Экономическое обозрение».
– Какие тенденции наблюдаются в налогообложении в ходе реформ? Изменяется ли роль предприятий в зависимости от размера, тех или иных отраслей экономики в формировании доходов бюджета? И для каких отраслей, направлений, форм предприятий более характерно участие в «теневой» экономике?
– Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Однако наличие множества неточностей в действовавшем до сегодняшнего времени налоговом администрировании препятствовало развитию бизнеса, предпринимательства и инвестиционной среды.
Как известно, до начала реформ значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения, являлась одной из главных проблем, препятствующих динамичному экономическому росту. И, как следствие, 97% плательщиков выбирали упрощенную систему налогообложения путем сокрытия численности работников либо дробления фирм. Кроме этого, высокий уровень налоговых ставок работал против добросовестных налогоплательщиков.
В целях решения накопившихся проблем реализованы налоговые реформы, направленные на снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования, а также развитие международного сотрудничества. Все эти реформы позволят создать условия для вывода бизнеса из «тени», обеспечить предприятия страны оборотными средствами на расширение и модернизацию за счет снижения налоговой нагрузки. Как результат государство получит стабильный рост экономики, повышение инвестиционной привлекательности, а также даст положительный импульс развитию бизнес-сообщества.
Вместе с тем экспертные оценки и проводимые опросы среди субъектов предпринимательской деятельности свидетельствуют о сохранении высокого уровня «теневого» сектора в экономике, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что уменьшает экономические интересы добросовестных предпринимателей вследствие возникновения неравных условий для предпринимательства.
– Какие факторы, на Ваш взгляд, более способствуют развитию «теневой» экономики: высокие налоги и административные барьеры или налоговая мораль населения?
– Опыт мировой практики показывает, что развитию «теневой» экономики способствуют экономические (высокие ставки налогов, осуществление деятельности без государственной регистрации и т.п.), социальные (низкий уровень доходов населения, высокий уровень безработицы и т.п.) и правовые факторы (несовершенство законодательства, недостаточность функций контролирующих органов и наличие недостатков в координации деятельности контролирующих органов при осуществлении борьбы с экономической преступностью).
Как известно, главой государства поставлен курс на создание максимально благоприятных условий для субъектов предпринимательства, реализацию мер по стимулированию добросовестных налогоплательщиков, а также предотвращение факторов развития «теневой» экономики.
В целях реализации поставленной задачи Государственный налоговый комитет на постоянной основе принимает меры по сокращению доли «теневой» экономики. В частности, предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- осуществление структурных преобразований, направленных на сокращение «теневого» оборота в экономике;
- широкое внедрение цифровых технологий, в том числе электронных счетов-фактур, перевод субъектов предпринимательства на онлайн контрольно-кассовые машины, а также современных методов маркировки подакцизных товаров;
- расширение использования модуля управления рисками и интеграция с другими инструментами анализа данных и бизнес-аналитики для автоматического обнаружения операций высокого риска на всех уровнях;
- наращивание потенциала в области международного налогообложения, включая аудит трансфертного ценообразования с отраслевой специализацией;
- предоставление низкозатратных и качественных услуг налогоплательщикам, которые будут способствовать добровольному выполнению ими своих обязательств;
- осуществление широкой пропаганды негативных последствий «теневой» экономики;
- увеличение объема безналичных расчетов в экономике;
- повышение популярности банковских услуг;
- совершенствование механизмов выявления субъектов «теневой» экономики;
- обеспечение соответствия налоговой системы согласованным на международном уровне стандартам налоговой прозрачности и обмена информацией.
Мы уверены, что реализация намеченных задач и мероприятий по сокращению «теневого» оборота в экономике даст мощный импульс для развития предпринимательства в республике и повышения имиджа страны на мировой арене.
– За последние несколько лет было проведено много реформ в сфере налоговой политики. Назовите основные направления борьбы с «теневой» экономикой. Какие из них были наиболее эффективными?
– В рамках разработки налоговой концепции Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым отмечено, что снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования приведут к быстрому развитию экономики. Действительно, в результате масштабных реформ, проведенных в последние годы, открывается более широкий путь для бизнеса. Однако, несмотря на созданные возможности, доля «теневой» экономики в нашей стране по-прежнему остается на высоком уровне.
В связи с этим Государственный налоговый комитет на постоянной основе работает над сокращением доли «теневой» экономики, в том числе разрабатывает мероприятия по борьбе с фирмами-однодневками. Мы убеждены, что это невозможно решить без IT-технологий. Так, с 1 января 2020 года ведутся мероприятия по переводу всех организаций на электронные счета-фактуры. Одним из механизмов электронного администрирования НДС и ликвидации вывода денежных средств в наличность (обналов) является электронная счет-фактура.
Еще одним шагом в борьбе с «теневой» экономикой является обмен информацией с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об отношениях граждан Узбекистана с юридическими лицами, открытыми в безналоговых (офшорных) зонах за рубежом, их обороте и предотвращении схем уклонения от уплаты налогов. В данном направлении Государственным налоговым комитетом осуществляется соответствующая работа.
Кроме этого, налоговыми органами обеспечен переход 20 993 хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией алкогольной и табачной продукции, лекарств, бензина, дизельного топлива и природного газа для автомобилей, на использование онлайн контрольно-кассовых машин. Принимаются меры по устранению фактов невыдачи чеков с помощью чековых призовых игр и системы поощрения граждан.
Для удобства регистрации самозанятых лиц (новый формат трудоустройства граждан, позволяющий легально работать на самого себя и накапливать трудовой стаж) используется мобильное приложение Soliq, где создана возможность регистрироваться в качестве самозанятого лица. Социальный налог (минимальная сумма за 2020 год – 111 500 сумов), который уплачивают самозанятые граждане, направляется во внебюджетный Пенсионный фонд для исчисления пенсии и трудового стажа. В результате созданных возможностей более 370 000 граждан к настоящему времени получили статус официально самозанятых лиц, то есть перешли из скрытой экономики на официальный рынок труда, что является хорошим результатом реформ в сфере налоговой политики.
Кроме того, в целях создания более удобных условий для дистанционного обслуживания, а также постоянного мониторинга товарооборота без прямого вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства с 1 августа 2020 года налоговое администрирование плательщиков налога на добавленную стоимость осуществляется региональными государственными налоговыми управлениями.
– Опыт Германии показывает, что «теневой» сектор на две трети состоит из случаев уклонения от налога на прибыль, а остальная часть (одна треть) – от ухода налогов на доходы (искусственное занижение доходов работников). Какова пропорция уклонений от налогов в Узбекистане, исходя из отечественного опыта борьбы с «теневым» сектором?
– Основным инструментом противодействия «теневой» экономике в период введения моратория на осуществление налоговых проверок являлся камеральный контроль, проводимый на основе применения риск-ориентированного подхода.
В частности, по итогам контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами в январе-августе текущего года, в результате сокрытия (уменьшения) доходов в налоговых отчетах 24 тыс. субъектов не начислено налогов в размере 1,5 трлн. сумов. По итогам данных мероприятий выявлено, что основные случаи уклонения от уплаты налогов приходятся на НДС.
Например, в одном только августе текущего года по итогам проведенного камерального контроля были выявлены факты уклонения от налогообложения на сумму 376,4 млрд. сум. у 4 141 хозяйствующего субъекта. При этом практически 289 млрд. сум., или 77% от всех доначисленных сумм, приходились на долю налога на добавленную стоимость, 81,4 млрд. сум., или 22% от общей суммы на налог на прибыль, и 6 млрд. сум. на другие налоги.
– Два года назад принят Налоговый кодекс в новой редакции. Ожидались фундаментальные изменения, однако мы не увидели резких перемен. В качестве нового главы ГНК Вы намерены поменять тактику в отношении реформирования системы налогообложения? Или продолжите ранее начатые реформы?
– Деловой климат в Узбекистане улучшился. В соответствии с отчетом «Ведение бизнеса 2020», в Узбекистане значительно улучшились показатели по многим измерениям. Тем не менее, налогоплательщики сталкиваются с высокими издержками необходимости соблюдения установленных требований, включающими задержки при возврате средств, длительный процесс подачи отчетов. Среднее время уплаты налогов в Узбекистане составляет 181 час в год, что на 32 часа меньше, чем в среднем по региону ЕЦА (213,1 часа), но на 132 часа больше, чем лучшая нормативная эффективность по данному показателю, которая составляет 49 часов.
Неэффективное налоговое администрирование возникает из-за низкого уровня автоматизации, ведущего к громоздкому бумажному процессу. Управленческий и оперативный персонал плохо подготовлен для поддержки запланированных налоговых реформ и программы преобразований в ГНК.
Налоговые поступления выросли, но они до сих пор не достигли уровня, достаточного для обеспечения фискальной стабильности и роста уровня государственных капиталовложений в Узбекистане.
В рамках дальнейших реформ планируется реализовать стратегию мобилизации внутренних доходов, которая затронет как налоговую политику, так и налоговое администрирование, и будет состоять из следующих основных компонентов:
1) сокращение неформальной экономики;
2) повышение качества налоговой системы для улучшения делового климата и минимизации затрат на соблюдение налоговых требований;
3) цифровое преобразование ГНК для облегчения соблюдения и улучшения контроля налоговых обязательств;
4) наращивание потенциала ГНК для обучения персонала навыкам, необходимым для технологических изменений;
5) разработка современной кадровой политики и программы управления изменениями;
6) повышение оперативной эффективности ГНК и расширение налоговой базы;
7) легализация рабочих мест;
8) внедрение системы «Налоговая служба – помощник предпринимателя».
В основе указанной системы лежит ориентир на предпринимателя, делающего первые шаги в бизнесе, а именно – помощь ему в выборе удобного и выгодного налогового режима.
При этом будет обращено основное внимание на содействие в стабильном функционировании субъектов предпринимательства, помощь в восстановлении бездействующих субъектов, ведении бухгалтерского учета, заполнении и представлении отчетности, в решении любых проблем.
В настоящее время специалисты налоговой службы работают над механизмом внедрения этой системы.
– Тем не менее, уровень неофициальной занятости в сферах строительства, торговли и общественного питания, транспортных и других услуг остается высоким. Лишь 4,9 миллиона из 10,5 миллиона человек, занятых в экономике, платят подоходный налог. Как влияет на положение дел в этой сфере пандемия и что делается для сокращения «теневой» экономики в текущем году в целом и Налоговым комитетом в частности?
– Ведется работа по легализации дополнительных 500 тыс. рабочих мест за счет развития предпринимательской деятельности. В целях реализации поставленной задачи в январе-марте текущего года совместно с Министерством занятости и трудовых отношений и региональными хокимиятами легализована деятельность 102,7 тыс. сотрудников. Однако из-за пандемии коронавирусной инфекции полностью реализовать запланированную деятельность не удалось.
В целях обеспечения легальной деятельности граждан Президентом Республики утвержден ряд постановлений. В частности, принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2020 года № ПП-4742 «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости».
В соответствии с данным постановлением на сегодняшний день 370 тыс. физических лиц, работающих в неформальном секторе, зарегистрированы в качестве самозанятых лиц, то есть 62,9 тыс. граждан в социальной сфере, 58,9 тыс. граждан в производственном секторе, 74,1 тыс. граждан в сельскохозяйственном секторе, 6,4 тыс. граждан в сфере информации и связи, 100,6 тыс. граждан в сфере бытовых услуг, 50,8 тыс. граждан в сфере производства товаров народного потребления и оказания услуг осуществляют легальную деятельность. Вместе с тем в результате принятия системных мер 65,7 тыс. физических лиц прошли регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 20 июля 2020 года «О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» срок предоставления льгот микрофирмам и малым предприятиям по снижению ставки социального налога с 12% до 1% продлен до 31 декабря 2020 года. В соответствии с данным постановлением в результате применения пониженной ставки социального налога в мае-июле в распоряжении 255 тыс. предприятий остались средства в размере 371,5 млрд. сумов.
– В связи с пандемией был установлен мораторий на налоговые проверки бизнеса до конца года. Насколько, на Ваш взгляд, он эффективен с точки зрения борьбы с «теневой» экономикой? Как можно оценить влияние отсутствия проверок на возможности уклонения от налогов?
– Данное решение позволит поддержать предпринимателей, освободить их от неизбежных формальностей и административной нагрузки, создать более комфортные условия для возвращения к нормальной работе после того, как пандемия отступит.
Мораторий на налоговые проверки до и во время пандемии научил налоговые органы эффективно бороться с «теневой» экономикой без осуществления налогового аудита, на основе изучения и анализа данных о налогоплательщике, имеющихся в налоговых органах.
Вместе с тем внедрение электронных счетов-фактур и онлайн-ККМ значительно облегчит контроль нелегального товарооборота субъектов предпринимательства.
Кроме того, принимаются меры по широкому вовлечению граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации для борьбы с «теневой» экономикой путем формирования в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижения легального ведения бизнеса. Завершилась разработка автоматизированной системы «Солиқ ҳамкор», обеспечивающей предоставление физическими лицами информации о нарушении их прав в качестве потребителей при осуществлении покупок и других расчетов, а также нарушениях налогового законодательства в органы государственной налоговой службы.
В борьбе с «теневой» экономикой Государственный налоговый комитет делает упор на способствование добровольному выполнению налогоплательщиками своих обязательств. В частности, принимаются меры по:
- созданию механизмов проведения формальных и регулярных консультаций с налогоплательщиками и гражданским обществом;
- расширению охвата, информирования и просвещения налогоплательщиков; повышению целостности и прозрачности налоговой системы через правовую определенность и последовательность в применении налогового законодательства;
- расширению функциональности веб-сайта ГНК;
- внедрению механизмов налоговой поддержки для предпринимателей и владельцев малого бизнеса.
– Главой государства поставлена задача продолжить налоговые реформы и внедрить систему, которая исключала бы «теневую» деятельность, в частности, через сокращение полномочий контрольных функций почти 40 ведомств, стимулирование выхода из «теневой» экономики. Скажите, что в этом направлении предпринимается со стороны ГНК?
– В рамках реформирования системы налогового администрирования налоговыми органами Республики Узбекистан совместно с МВФ, ВБ внедряются апробированные мировой практикой инновационные механизмы сокращения масштабов «теневой» экономики за счет легализации предпринимательской деятельности.
В основе нового подхода заложен принцип невмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов за счет внедрения бесконтактных методов, усиления аналитических функций и автоматизированной системы «Риск-анализ». Действующие и внедряемые в сфере налогового администрирования механизмы взаимодействия с налогоплательщиками направлены на предотвращение налоговых правонарушений и включают:
- сбор и обработку информации из внешних источников;
- профилактику нарушений в налоговой сфере через изучение, выявление, устранение способов уклонения от исполнения налоговых обязательств и формирование правовой культуры налогоплательщиков;
- автоматизированную систему «Риск-анализ», включающую 47критериев сегментации субъектов, которая позволит выявлять налогоплательщиков по трем сегментам для последующего применения соответствующих форм взаимодействия (добросовестные налогоплательщики, мало осведомленные, намеренно уклоняющиеся, «зеленый», «желтый» и «красный» коридоры);
- применение адресных мер воздействия в зависимости от результатов риск-анализа без приостановления деятельности налогоплательщиков через информирование, консультирование, предупреждение, предоставление возможности самостоятельно устранить выявленные правонарушения и привлечение к ответственности;
- налоговый аудит хозяйствующих субъектов на местах на основании результатов «Риск-анализа» (до 2020 года введен мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица);
- камеральную проверку на основе финансовой и налоговой отчетности хозяйствующих субъектов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы.
Преимущества нового подхода ГНК к профилактике экономических правонарушений заключаются в непрерывности мониторинга, оперативности выявления фактов правонарушений, невмешательстве в деятельность хозяйствующих субъектов, предоставлении хозяйствующим субъектам права самостоятельного устранения выявленных правонарушений.
– Разрабатывается и до конца года будет апробирована в Ташкенте система «Добросовестный налогоплательщик». Как будет действовать эта система? И как будет проводиться учет неофициальной занятости в стране?
– Как известно, главой государства поставлен курс на создание максимально благоприятных условий для субъектов предпринимательства, реализацию мер по стимулированию добросовестных налогоплательщиков, а также предотвращение факторов развития «теневой» экономики. С учетом данных инициатив Государственным налоговым комитетом реализуются меры, направленные на повышение качества оказания услуг, сокращение уровня «теневой» экономики, а также применение современных методов сервисного обслуживания, создающих атмосферу доверия и открытости. В частности, планируется к внедрению система «Добросовестный налогоплательщик».
В рамках внедрения данной системы предусмотрен перевод субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы. Будет осуществляться контроль за соблюдением правил использования онлайн-ККМ или виртуальной кассы хозяйствующими субъектами, а также усилится контроль за приемом платежей по картам Humo. Будут созданы благоприятные условия для хозяйствующих субъектов через предоставление в рассрочку онлайн-ККМ или виртуальных касс, включая и вновь создаваемые субъекты. Все это будет способствовать противодействию сокрытию доходов от торговой деятельности.
Кроме того, в целях сокращения факторов «теневой» экономики, а также создания условий для легализации работников ведется планомерная работа и в других направлениях:
- на стадии завершения проект Программы по легализации неформально занятых работников;
- подготовлен План мероприятий по осуществлению мониторинга численности работников в строительных организациях;
- функционирует портал Orom.uz, представляющий собой площадку онлайн санаториев, зон отдыха, коттеджей и дач в Узбекистане, что позволяет вести учет лиц, предоставляющих досуговые услуги;
- расширен перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица;
- в целях создания более благоприятных условий разработано приложение Soliq, предназначенное для регистрации самозанятых лиц.
– Какие возможности дальнейшей цифровизации систем налогообложения с целью минимизации человеческого фактора и как они могут способствовать увеличению собираемости налогов и сокращению «теневой» экономики?
– В государственной налоговой службе ведется планомерная работа по развитию современных информационных технологий и коммуникаций. В частности, в целях автоматизации деятельности государственной налоговой службы разработаны и внедрены 49 программных продуктов. Внедрение данных систем позволило повысить эффективность вертикального контроля исполнения налоговых обязательств.
Также внедрены 45 интерактивных сервисов по исполнению налоговых обязательств. В свою очередь эти сервисы позволили полностью автоматизировать взаимоотношения между всеми участниками за счет широкого использования информационных и коммуникационных технологий и увеличения количества интерактивных государственных услуг.
С применением информационно-коммуникационных технологий полностью осуществляется налоговое администрирование, определяются дополнительные источники для расширения налоговой базы, снижается уровень «теневого» оборота в экономике. В частности, государственная налоговая служба обрабатывает информацию, поступающую из 53 министерств и ведомств по 120 направлениям.
Совместно с экспертами Всемирного банка и Федеральной налоговой службы Российской Федерации ведется работа по модернизации информационно-коммуникационных технологий налоговых органов.
В рамках проекта планируется модернизация центра обработки данных Государственного налогового комитета. Для противодействия угрозам информационной безопасности и кибербезопасности создается единая платформа для комплекса информационных систем.
Будет унифицирован межведомственный обмен информацией, что в свою очередь повысит уровень электронного взаимодействия в построении цифровой экономики.
Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР
Экономическое обозрение №9 (249) 2020