24 мая, суббота
|
Ташкент   28° C

Региональный аспект пандемии

Региональный аспект пандемии

Практически во всем мире принимаются масштабные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и смягчению ее негативных последствий как на экономику, так и на благосостояние людей. Вводятся ограничения на передвижение людей и приостанавливается деятельность предприятий. Эта ситуация уже вызвала резкое сокращение объемов производства и потребления в крупнейших экономиках мира, таких как Китай, США, страны Европейского Союза и СНГ, в числе которых и основные торговые партнеры Узбекистана. Кроме того, нарушились глобальные производственные цепочки и торговые связи, снизились цены на сырьевые товары, ухудшилась конъюнктура мировых финансовых рынков. По оценкам МВФ, в 2020 году спад мировой экономики может составить 3%, рецессия будет наблюдаться в 157 странах мира из 194. В частности, рост экономики США может упасть на 5,9%, а еврозоны – на 7,5%.

В Узбекистане также были введены достаточно жесткие карантинные меры, которые дали весьма положительный результат. Так, к примеру, в апреле Яндексом приводились данные о мерах, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции. Согласно этим данным, по уровню самоизоляции Узбекистан среди стран СНГ занимает 1-е место (4,4 балла из 5-ти). Россия набрала 3,1 балла, Казахстан – 3,6 балла, Азербайджан – 3,7 балла, Армения – 3 балла), а рост заболеваемости коронавирусной инфекцией в Узбекистане значительно ниже, по сравнению со многими странами мира, в частности, со странами Европейского континента, Азии и с США.

Пакеты принятых решений

Экономика Узбекистана также подверглась влиянию вышеуказанных факторов, что потребовало принятия действенных мер по смягчению их негативного воздействия. Были приняты 2 пакета антикризисных мер для стимулирования экономики и социальной поддержки. В частности, Указ Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» и Указ Президента от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии». В рамках этих документов на стимулирование экономики и социальную поддержку населения государством было выделено 32,3 трлн. сум., или 6,3% по отношению к ВВП Узбекистана за 2019 год.

В антикризисных мерах особое внимание уделено поддержке и обеспечению устойчивости таких быстроразвивающихся отраслей экономики, как туризм, транспорт, фармацевтическая и текстильная промышленность. Для социальной поддержки были выделены дополнительные средства на усиление мер по поддержке малообеспеченных семей и увеличение числа получателей пособий, на стимулирование и развитие системы здравоохранения. Дополнительные средства были выделены на поддержку предпринимательства и занятости населения. Была также произведена пролонгация платежей по кредитам физических лиц и индивидуальных предпринимателей на последующие 6 месяцев 2020 года и др.

Практически во всех регионах сельское хозяйство имеет значительную долю в ВРП. Кроме того, развитие сельского хозяйства играет главную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Поэтому решения по поддержке сельского хозяйства были приняты отдельно в ходе видеоселекторного совещания 14 апреля, на котором были поставлены задачи, стоящих перед сельским хозяйством Узбекистана в условиях пандемии, причем с указанием конкретных позиций по регионам.

В текущем году должны быть освоены 124 тысячи гектаров выведенных из оборота земель. На выведенных из оборота землях должны быть сооружены скважины для их орошения, разбиты сады и виноградники. На эти цели фондам Агентства по развитию садоводства и тепличного хозяйства и Агентства по развитию виноградарства и виноделия будет выделено 300 миллиардов сумов. Площади подобных площадей, которые могут быть повторно введены в оборот, составляют в Кашкадарьинской области 38 тысяч гектаров, Бухарской – 25 тысяч гектаров, Джизакской – 23 тысячи гектаров, Самаркандской – 21 тысяча гектаров, Ташкентской – 15 тысяч гектаров, Навоийской – 11 тысяч гектаров, Наманганской – 8 тысяч гектаров и Ферганской – 5 тысяч гектаров.

Для обеспечения кластеров необходимыми оборотными средствами коммерческими банками будет выделено 258 млрд. сум. кредитов. А в целях развития плодоовощной сферы во всех регионах страны будут использованы кредитные линии JICA на 200 млн. долл. и Всемирного банка на 500 млн. долларов. Кроме того, определены дополнительные меры по развитию животноводства, птицеводства, рыбоводства и пчеловодства.

Учитывая особенности регионов

Важной задачей в условиях распространения пандемии коронавируса является оценка ситуации и состояния экономики регионов страны. С принятием карантинных мер многие производственные объекты и предприятия, предоставляющие услуги в регионах, приостановили свою деятельность или значительно снизили свои производственные мощности (более 50%), что в дальнейшем может привести к снижению роста ВВП страны, росту безработицы и увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке.

С целью поддержки регионов Указами Президента Республики Узбекистан по мерам смягчения негативного воздействия на отрасли экономики и поддержке населения в условиях коронавирусной пандемии дополнительно определены следующие меры:

- восполнение выпадающих доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в связи с предоставлением отсрочек по уплате налогов и со снижением предпринимательской активности путем предоставления беспроцентных бюджетных ссуд на срок до трех лет;

- обеспечение ежемесячной компенсации из Антикризисного фонда местным бюджетам выпадающих доходов в связи с предоставлением отсрочек (рассрочек) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами.

Эти меры непосредственно касаются доходов местных бюджетов регионов в силу предоставления им определенных льгот и преференций стимулирования экономической активности. Однако регионы обладают различной структурой экономики и различными показателями социальной сферы, ввиду чего последствия коронавируса и карантинных мер для разных регионов могут оказаться различными.

Поэтому, учитывая ожидаемые негативные последствия пандемии коронавируса для конкретных регионов Узбекистана, необходимо принимать точечные меры стимулирования экономики, исходя из сложившейся структуры экономики регионов (см. рис. 1).

Согласно структуре формирования ВРП регионов и учитывая требования карантинных мер, наибольшему риску подвергаются такие регионы, в которых доли сферы услуг и промышленности преобладают в формировании ВРП. К таким регионам можно отнести г. Ташкент, Хорезмскую, Ферганскую, Самаркандскую и Наманганскую области.

Необходимо также учитывать специфику конкретных регионов для выработки более конкретизированных мер по социальной поддержке их населения. По данным Государственного комитета по статистике, показаталь уязвимости населения приходится на на регионы, где уровень малообеспеченности наибольший (см. рис. 2).

Глубину негативных последствий пандемии коронавируса на региональном уровне можно предусмотреть при анализе сложившихся уровней регионов в основных макроэкономических показателях страны (см. рис. 3).

Наиболее негативные последствия как для экономики, так и в социальной сфере могут связаны с регионами, где экономическая активность значительно выше, по сравнению с другими регионами, и их роль в формировании ВВП страны наиболее значима. В группу таких регионов можно отнести г. Ташкент, Ташкентскую, Самаркандскую, Навоийскую, Кашкадарьинскую и Андижанскую области. В остальных регионах экономическая активность тоже может снизиться, но их воздействие на экономику страны будет низким, по сравнению с группой регионов с высоким уровнем риска.

Конкретизировать региональную поддержку

Для смягчения негативных последствий пандемии и обеспечения стабильности социально-экономического положения регионов необходимо, в первую очередь, разделить регионы по группам, в зависимости от степени их риска для социально-экономического положения, в частности, на группу регионов с высоким уровнем риска и на группу регионов с умеренным уровнем риска.

Кроме того, следует разработать механизм мониторинга реализации антикризисных мер, определенных в указах Президента Республики Узбекистан с установлением персональных ответственных из числа руководителей органов местной власти (руководителей четырех секторов и др.) на районном и областном уровнях. Несвоевременное или некачественное выполнение на местах задач, предусмотренных антикризисными мерами, может привести к более глубокому спаду экономики регионов и обострению социального положения.

Во избежание вышеперечисленных последствий руководители районного (областного) звена должны проработать программу действий, исходящую из принятых антикризисных мер, по смягчению социально-экономического положения района (или области), и предусматривающую пошаговые действия на период до конца 2020 года.

Адресная и пошаговая реализация мер по смягчению последствий пандемии коронавируса, а также стимулирование экономики и поддержка социально уязвимых слоев населения в конечном итоге обеспечат эффективное преодоление кризисной ситуации в регионах страны.

Хуршед Асадов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №5 (245) 2020

Другие статьи автора: