24 мая, суббота
|
Ташкент   28° C

Цифровое будущее туризма

Цифровое будущее туризма

Одним из ярких проявлений глобализации в Узбекистане является активное развитие международного туризма, динамично растущего в последние годы. При этом рынок туристических онлайн-услуг является самым быстроразвивающимся сектором мировой экономики. Иностранные туристы при планировании и организации своих поездок по Узбекистану используют возможности сети интернет, что активно влияет на развитие туристического рынка в Узбекистане.

Однако пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения имели наиболее негативные последствия именно для международного туризма. Аналитики Economist Intelligence Unit (EIU) оценили возможные потери мировой туриндустрии от коронавируса в $80 млрд. И надо учитывать, что пандемия еще продолжается. Согласно прогнозу университета Джона Хопкинса, карантинные меры в большинстве стран можно будет отменять не ранее августа-сентября 2020 года. По мнению вирусологов Великобритании и Германии, пандемия может продлиться от одного до двух лет, что будет тормозить восстановление рынка туристических услуг.

Однако необходимо учитывать, что в сложившихся условиях между странами резко обострится конкуренция за привлечение международных туристов. И именно в это непростое время углубление процессов цифровизации национального туризма будет являться одним из главных факторов повышения конкурентоспособности туристической отрасли.

Динамика развития в Узбекистане

Согласно данным Комитета по развитию туризма, если количество иностранных граждан, посетивших Узбекистан в 2018 году составило 5,35 млн. человек, то, благодаря мерам по увеличению туристского потока в страну в рамках реализации «Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах», в 2019 году их число составило уже 6,75 млн. чел. Из них 51,3% – лица в возрасте 31-55 лет (52,1% в 2018-м), 20,2% – в возрасте 55 лет и старше (19,4% в 2018-м), 19,5% – в возрасте 19-30 лет (20,4% в 2018-м) и 9,1% – лица в возрасте 0-18 лет (8,1% в 2018-м). В целом же в 2019 году показатель количества иностранных туристов, въехавших в республику, по сравнению с показателем аналогичного периода 2018 года, вырос на 26%.

При этом темпы роста иностранных гостей из различных регионов мира в Узбекистан различны. Если рост количества иностранных туристов из Центральной Азии и других стран СНГ составил 24,1% и 26,3%, то рост количества туристов из стран дальнего зарубежья – 54,8%. Наш анализ статистических данных показал, что Узбекистан в 2019 году, в основном, посетили туристы из соседних стран (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) и показатель их количества составляет 84,8%. Доля же посетителей из других стран СНГ составляет 7,7%, из дальнего зарубежья – 7,5%.

В зарубежных государствах с развитым и развивающимся туризмом естественным является тот факт, что основной поток иностранных туристов, как и в Узбекистане, приходится на соседние приграничные страны. В частности, в Малайзии 74% прибывающих иностранных туристов приходятся на соседние страны, во Франции данный показатель составляет 65,5%, Китае –72%, Грузии – 73%.

Динамическое пакетирование туров

В последние годы в туристической сфере Узбекистана ведется работа по динамическому пакетированию туров. Это новая технология формирования и реализации туристического продукта путем прямого обращения к ресурсным системам авиакомпаний, отелей. Чтобы лучше понять, что такое динамические турпакеты, давайте разберемся в деталях, т.к. сейчас активно употребляются два понятия, которые многим представляются равнозначными: динамическое ценообразование на туры и динамическое пакетирование туров.

Динамическое ценообразование больше применяется в области классических пакетных туров, которые туроператоры пытаются вывести на продажу из офлайна в онлайн. Делается это путем создания баз данных по турам, с использованием своих программных разработок или отраслевых программ.

Динамическое пакетирование туров подразумевает под собой формирование турпакета и определение цены в момент посылки запроса в системы бронирования. После заполнения полей по пунктам отправления-прибытия и дат на сайте в систему бронирования авиабилетов и отелей отправляется запрос, проверяется наличие мест, стоимость и выдаются пользователю варианты, начиная от минимальной цены. Выбрав нужный вариант, пользователь осуществляет бронирование и после оплаты моментально получает на руки подтверждающие документы: квитанцию электронного авиабилета и ваучер на проживание в отеле.

Опыт туристических организаций европейских и азиатских стран показывает, что в ближайшей перспективе динамическое пакетирование станет технологической основой новой цифровой стратегии развития мировой туристической индустрии. Доля динамических пакетов, сформированных с использованием цифровой технологии, составляет половину объема туристического продукта, продаваемого на европейском рынке туристических услуг. Высокая технологичность туристического пакета делает его подходящим для онлайн-бронирования. В Европе продажи туров через онлайн растут преимущественно за счет динамически сформированных пакетов, позволявших снизить издержки производства предоставляемой услуги.

Овладевая цифровыми технологиями

Прогноз по туристическому рынку в Узбекистане благоприятный, и ряд туристических компаний планирует сосредоточиться на базе динамического пакетирования, которое принципиально отличается от классического туроперейтинга возможностью наличия большого количества партнеров по всему миру. Некоторые узбекские туроператоры уже начали использовать туристические пакеты в рамках динамического пакетирования на базе регулярных рейсов авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». Динамические пакеты начали разрабатывать на базе железнодорожных перевозок, в частности на поездах «Афросиаб», в автобусном сообщении по маршрутам Ташкент–Самарканд, Ташкент–Бухара.

Одними из самых первых инноваций при динамическом пакетировании туров выступают услуга «электронный билет», а также электронные продажи в целом, дающие возможность получать необходимую информацию о гостиницах, учреждениях культуры, пакетах предоставляемых услуг. Немаловажно заметить, что технология динамического пакетирования туров использует все элементы цифровизации и действует на основе цифровых программ и платформ.

Цифровизация туризма позволила для путешествий по Узбекистану использовать аккумулирующие билеты не только на самолеты, но и на поезда и автобусы. Популярные приложения предоставляют информацию о гостиницах, хостелах, кемпингах, апартаментах в любой точке Узбекистана. Можно посмотреть реальные фото и отзывы постояльцев, забронировать номер (иногда безо всякой предоплаты), получить путеводитель по городу и солидные скидки для зарегистрированных пользователей.

Работа с глобальными системами бронирования через сети интернет позволяет туристическим организациям не только получать оперативную и достоверную информацию о ценах и количестве свободных мест в любой момент времени, но и иметь возможность следить за прохождением заказа на всех этапах его осуществления. Функционирует система E-visa, посредством которой граждане 76 стран могут получить электронные визы.

Существуют различные системы бронирования (CRS-computer reservation systems). Все они отличаются друг от друга как набором предлагаемых услуг, так и технологией работы. Через эти системы, в основном, реализуются авиа- и железнодорожные билеты. Создателями таких систем являются авиакомпании, и, соответственно, основной задачей для них является реализация авиабилетов. Продажа билетов не требует графического предоставления информации. Подключение к ним обходится в 1000-2500 долларов.

Актуальность виртуального туризма

Среди новых, нетрадиционных видов туризма выделяется виртуальный туризм. «Виртуальный туризм – деятельность индивида, позволяющая посредством использования современной компьютерной техники и коммуникационных сетей создать и получить максимально реалистичную сенсуальную информацию о желаемой дестинации, из числа реально существующих без фактического перемещения в нее».

Преимущество виртуального туризма также состоит в том, что им могут пользоваться все социальные слои населения, такие как инвалиды, люди, не имеющие достаточно средств, для совершения путешествия физически и реальном времени и т.д. Достаточно иметь в наличии компьютерную технику с соответствующими приложениями и программами и домашний Wi-Fi.

Виртуальный туризм стал особенно актуален в связи с пандемией короновируса. Многие страны, включая Узбекистан, ввели режим карантина и самоизоляции. В этих условиях, используя возможности виртуального туризма, можно с пользой для себя ознакомиться с культурными, историческими, рекреационными возможностями различных стран и виртуально в 3D-формате посетить понравившиеся достопримечательности.

Блокчейн в туризме

Следующим преимуществом использования цифровых платформ для развития туризма является технология блокчейн, которая может коренным образом изменить туристическую индустрию. Сейчас изучается вопрос о возможности использования блокчейн для повышения качества обслуживания туристов, что может серьезным образом изменить процесс разработки и предоставления туристических пакетов.

Речь идет о технологии распределенных баз данных, основанной на постоянно продлеваемой цепочке записей и устойчивой к фальсификации, пересмотру, взлому и краже информации. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся и независимо друг от друга обрабатываются на множестве разных компьютеров, что позволяет производителям туристической услуги напрямую работать с потребителями, минуя посредников, в частности обойтись без агентских комиссий авиакомпаниям с целью сокращения издержек на дистрибуцию, а также осуществлять программы лояльности для клиентов, повышающие привлекательность прямого бронирования.

В результате с рынка могут уйти все посредники и турпродукт станет более качественным и доступным по цене, повысится ответственность поставщиков туристических услуг.

Генерировать новые продукты

В условиях расширения цифрового сегмента на туристическом рынке бизнес классических туроператоров может привести к их убыточности: низкая доходность туроператорской деятельности не позволяет балансировать риски, связанные с производством оптового турпродукта.

В сложившихся условиях туристические операторы и агентства для сохранения бизнеса и выживания на туристическом рынке должны генерировать новые услуги и продукты, используя цифровые технологии, или им придется вступать в сети «раскрученных» туристических компаний и вставать под бренды туроператоров.

В ситуации, когда использование цифровых технологий вытесняет с туристического рынка посредников (турагентства), туристическим фирмам следует особое внимание уделять совершенствованию применяемых цифровых технологий. Это позволит получить новый быстрый и эффективный инструментарий.

Заключение

В заключение можно сказать, что туризм во всем мире стал одной из самых значимых экономических отраслей. Во многих странах мира туристическая отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста. При этом занятость в данной отрасли растет почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг за счет того аспекта, что для предоставления одной услуги может быть задействовано несколько специалистов. Например, при продаже туристического пакета задействованы менеджер турфирмы, бухгалтер, директор и т.д.

Изменение личностных ценностей и предпочтений туристов играет первостепенную роль в развитии туризма. Поэтому перед туристическими фирмами стоит задача в полной мере внедрить в практику и адаптировать инновации, ноу-хау в области туризма, перейти на цифровые платформы, чтобы максимально полно учесть современные изменения, колебания, тренды в развитии этой отрасли.

Д.К. Абдуллаева, Д.К. Нарзуллаева,

Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова, Ташкентский филиал

Экономическое обозрение №8 (247) 2020