25 мая, воскресенье
|
Ташкент   32° C

Эксперт рассказал о влиянии госдолга на экономику Узбекистана

Эксперт рассказал о влиянии госдолга на экономику Узбекистана

Ранее сообщалось, что Узбекистан намерен привлечь средства международных финансовых институтов на 3,1 млрд. долларов США для снижения последствий пандемии.

Также в ходе Международного пресс клуба, заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров сообщил, что Узбекистан рассчитывает получить от Международного валютного фонда 375 млн долларов, 750 миллионов долларов США от Всемирного банка и 500 миллионов долларов США от Азиатского банка для помощи в борьбе с пандемией коронавируса.

Экономист, преподаватель Международного Вестминстерского университета Зиедулло Парпиев рассказал Forbes.uz как международные кредиты и рост госдолга может повлиять на экономику Узбекистана.

Эксперт считает, что уровень госдолга в Узбекистане пока не достиг критической отметки, хотя динамика впечатляет: размер внешнего долга вырос на 41% в 2019 и достиг $24,4 млрд по состоянию на 1 января 2020. Такой рост намного опережает рост ВВП в долларах, в результате чего соотношение долга к ВВП растет.

Ситуация с коронавирусом в этом году может привести к тому, что внешний долг продолжет расти быстрыми темпами. Является ли подобный рост неконтролируемым и чреват ли он серьезными экономическими последствиями?

По мнению Парпиева, нынешний уровень долга не представляет угрозу как для макроэкономической стабильности, так и для кредитоспособности страны.

Быстрый рост совокупного внешнего долга страны в 2019, который вы видите на графике, в основном произошел за счет опережающего увеличения государственных заимствований, которые выросли более чем на 56%. Несмотря на такой взрывной рост госдолга, абсолютное большинство государственных заимствований приходится на долгосрочные кредиты от международных организаций и иностранных правительств. В отличие от частных кредитов, государственные заимствования правительства Узбекистана являются не только долгосрочными, но и предоставляются кредитодателями на льготных условиях.

Парпиев добавил, что, хоть уровень совокупного внешнего долга страны и приближается к 50% ВВП, структура долга является исключительно благоприятной для республики, что обуславливает поддержание кредитоспособности страны на высоком уровне. Если долг страны приблизится к опасной черте, МВФ и Всемирный банк предупредят правительство об опасности.

По данным Центробанка, обслуживание долга — возврат части основного долга и выплата процентов - в ближайшие 5-7 лет не превысит $1,5 млрд, что составляет менее 3% ВВП страны. Такой показатель считается довольно низким, и это означает, что мы можем занять значительные ресурсы без сильного ущерба для экономики.

Сейчас государственные и частные долги пока погашаются теми, кто их занимал. Но если карантин продлится более 2-3 месяцев, получатели кредитов начнут испытывать затруднения, и здесь многое зависит от ситуации не только внутри страны, но и в мире.

Говоря о том, почему государство активно занимает средства за рубежом на борьбу с коронавирусом, экономист отметил, что внутренний рынок капитала довольно мелкий, и у государства есть два источника – заимствования на внешнем рынке или трата международных резервов страны.

Думаю, правительство решило занимать у международных финансовых организаций частично из-за того, что сейчас процентные ставки на мировых рынках сильно упали, а с другой стороны, цены на золото, которые составляют около 56% всех международных резервов страны, продолжают расти на фоне нестабильности мировых рынков капитала. Альтернативные источники заимствований, такие как выпуск облигаций, занимают много времени, а деньги нужны сейчас. Кроме того, в условиях нестабильности мировых рынков инвесторы могут потребовать повышенные процентные ставки, что будет обременительно для бюджета страны.

Говоря о том, что ожидает экономику страны до конца года, экономист отметил, что поддержка малого и крупного бизнеса – правильное решение.



Похожие новости