20 июня, пятница
|
Ташкент   32° C

Торгово– транспортные преимущества вступления в Евразийский экономический союз

Торгово– транспортные преимущества вступления в Евразийский экономический союз

Фото: eurasian-studies.org

Узбекистан рассматривает возможности, плюсы и минусы вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Об этом еще в конце июня заявил Президент Шавкат Мирзиеев, выступая на сессии парламента.

Доктор экономических наук, профессор Дилфуза Рахимова объяснила для журнала "Экономическое Обозрение" какие торгово–транспортные преимущества откроются перед Узбекистаном, если республика вступит в ЕАЭС.

Исследования показывают, что ЕАЭС считается самым продвинутым интеграционным проектом в СНГ и представляет собой 2-ю в мире по глубине региональной экономической интеграции структуру после Европейского союза.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Ключевым приоритетом развития ЕАЭС остается объединение финансово-экономических ресурсов стран-членов, укрепление интеграционного взаимодействия внутри Союза, активное использование общего потенциала в торгово- экономической, транспортно-коммуникационной, энергетической сферах.

За 2016-2018 гг. общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС благодаря достигнутым двусторонним договоренностям вырос на 52%, до 9,65 млрд, долл., что составило около 30% внешнеторгового оборота Узбекистана.

Республика экспортирует в страны Союза продукцию на сумму более 4 млрд, долл., на 40,4% выше уровня 2016 г.

Сейчас на торговлю внутри ЕАЭС приходится 52,6% объема внешней торговли Беларуси, 42,8% Кыргызстана, 29% Армении, 23% Казахстана, что свидетельствует о заинтересованности указанных стран в едином рынке ЕАЭС.

Исключение составляет лишь Россия, доля которой с учетом масштабов экономики примерно на уровне 9%.

В рамках ЕАЭС Казахстану удалось обеспечить рост экспортных поставок на рынок Союза в отдельных отраслях: металлы и изделия из них (увеличение на 15,4%), продукция машиностроения (6,2%), текстиль, одежда и обувь (28%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (44%).

Участие Армении в ЕАЭС также позволило Еревану увеличить экспорт в Россию на 87%, в т.ч. продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Начиная с 2016 г. стабильно растет внешнеторговый оборот Кыргызстана на уровне свыше 10% в год.

В 2018 г. доля стран-членов ЕАЭС в общем объеме перевозок по железнодорожным маршрутам экспорта, импорта и транзита грузов Узбекистана составила, соответственно, 67%, 71% и 78%.

Через Казахстан направляется порядка 90% от общего объема узбекских экспортных грузов в страны-члены ЕАЭС. По итогам 2018 г. объем транзита железнодорожным транспортом в РК составил 17 млн. тонн.

Сейчас перевозка грузов стран-членов ЕАЭС по автомобильным маршрутам Республики Узбекистан составляет 648 тыс. тонн в год. '

Пример Армении показывает, что после вступления в ЕАЭС в 2015 г. объем грузоперевозок вырос на 200,7%. При этом, транзитный потенциал этой страны многократно уступает Узбекистану.

В 2018 г. доля стран-членов ЕАЭС в общем объеме перевозки грузов экспорта, импорта и транзита по автомобильным маршрутам Узбекистана составила, соответственно, 51,4%, 58,2% и 41%.

После вступления Армении в ЕАЭС в 2015 г. стоимость услуг перевозки грузов по автомобильным и железнодорожным маршрутам снизилась на 18% и 21% соответственно.

Участие Кыргызстана в ЕАЭС в качестве полноправного члена помогло снизить стоимость авиабилетов на международные рейсы на 14%, а цену на перевозку грузов воздушным путем на 17%.

Одновременно совместно с партнерами будет улучшаться транспортная инфраструктура страны с учетом интеграции в важнейшие трансконтинентальные международные транспортные коридоры, проходящие через территории стран Объединения.

Исходя из вышеизложенных, можно сделать следующие выводы, что вступлением Узбекистана в ЕАЭС:

- упрощается процедуры во взаимной торговле;

- снимается экспортные таможенные пошлины;

- увеличивается внешнеторговый оборот страны, в основном рост возможен в экспорте плодоовощной продукции;

- снижается стоимость транспортировки грузов;

- привлекается новые транзитные потоки.

Рахимова Дилфуза Нигматовна

– доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой "Теория и практика менеджмента"

Академии государственного управления при Президенте



Похожие новости