19 июня, четверг
|
Ташкент   37° C

Промышленные приоритеты

Промышленные приоритеты

24 января текущего года Президент обратится к Парламенту страны с ежегодным посланием. Ожидается обобщенная оценка по развитию страны за прошедший год и озвучивание предстоящих задач на ближайшую перспективу. Как ожидается, значительная часть послания будет посвящена вопросам экономики, дальнейшей индустриализации. В связи с этим важно проанализировать текущее состояние промышленности страны, а также определить вектор дальнейших действий на ближайшую перспективу.

Динамика структурных изменений

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей, продолжение институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике. В рамках реализации Стратегии вводятся в строй новые производственные мощности, идет процесс обновления и технологического перевооружения промышленных предприятий.

Между тем, 2019 г. выдался для промышленности достаточно трудным на фоне показателей 2017-2018 гг. Темпы роста промышленности в 2017-18 гг. оставались высокими: рост на 8% в 2017 г., на 16,6% в 2018 г. и на 6,6% в 2019 г. Особенно высокие темпы роста наблюдались в горнодобывающей промышленности – в 2018 г. на 32,4%, (тогда как в 2016 г. только на 1%), однако в январе-ноябре 2019 г. отмечается замедление до 2,8%. В обрабатывающей промышленности темпы роста увеличились с 6,4% в 2016 г. до 15,6% в 2018 г., но в январе-ноябре 2019 г. также несколько замедлились до 7,9%. В секторе водоснабжения, канализации, сбора и утилизации отходов в прошлые годы также отмечалось ускорение производства с 12,3% в 2016 г. до 19,7% в 2018 г. В 2019 г. темпы роста снизились до 5,8%. В электроснабжении, подаче газа, пара и кондиционирования воздуха, напротив, рост в 2018 г. составил лишь 4,1% против 9,8% в 2016 г., а в 2017 г. и вовсе наблюдалось сокращение на 3,3%. В 2019 г. рост составил лишь 0,2%.

Наблюдается значительный приток инвестиций в промышленность. В первой половине 2019 г. на промышленный сектор пришлось 50,7% от общего объема инвестиций. Большая часть или 28% от общего объема инвестиций пришлась на обрабатывающую промышленность, 14,2% на электроснабжение, подачу газа, пара и кондиционирование воздуха, 7,4% на горнодобывающую промышленность и 1,1% на сектор водоснабжения, канализации, сбора и утилизации. Объем инвестиций в промышленность в процентах к ВВП увеличился с 11% в 2017 г. до 19,5% в первой половине 2019 г.

В структуре обрабатывающей промышленности в последние годы наблюдаются значительные изменения. К примеру, два года подряд 2017-18 гг. производство продуктов питания снижается, однако в январе-ноябре 2019 г. отрасль продемонстрировала рост на 5,7%. Удельный вес объема производства электрического оборудования увеличился с 1,7% в 2016 г. до 3% в 2018 г. Кроме того, серьезные изменения также происходят технологической структуре обрабатывающей промышленности. Доля низкотехнологичных отраслей снизилась с 49,4% в 2017 г. до 35,2% в третьем квартале 2019 г. В то же время доля средне-высокотехнологичных отраслей выросла с 21,7% до 29,7% в 2018 г.

Отраслевые особенности

В энергетике создан единый регулятор отрасли в лице Министерства энергетики, целью которого является реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворения растущих потребностей отраслей экономики и населения страны в энергоресурсах. Дан старт разработке Концепции топливно-энергетического обеспечения страны на 2020-2030 годы.

В прошлогоднем послании к Парламенту Президент отметил, что «если мы действительно намерены внедрить принципы свободной рыночной экономики, то должны создать атмосферу здоровой конкуренции за счет реформирования и развития ведущих отраслей. В качестве первого шага в этом направлении мы приняли решение о коренном реформировании «Узбекэнерго» и «Узбекистон хаво йуллари». АО «Узбекэнерго» было реорганизовано, созданы три отдельных акционерных общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети» и «Тепловые электрические станции». Как ожидается, разделение единой управляющей компании на целевое управление по виду деятельности позволит повысить уровень и эффективность управления активами электроэнергетической отрасли.

С учетом возрастающей потребности экономики страны в электроэнергетике реализуется ряд программ по значительному наращиванию генерирующих мощностей в ближайшие десятилетия. Ведутся работы по запуску строительства первой АЭС в стране, разработана и утверждена Концепция развития атомной энергетики на 2019-2029 годы. Особое внимание уделяется увеличению доли возобновляемых источников энергии и широкому внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.

В нефтегазовой промышленности открыты новые месторождения газа, ведутся работы по добыче в значительной степени отработанных месторождений нефти. В последние годы увеличилось количество иностранных компаний, занимающихся добычей нефти и газа на территории Узбекистана. Вводятся в строй новые мощности по переработке углеводородов. В частности, введен в эксплуатацию Кандымский газоперерабатывающий комплекс. Растет добыча газа.

В металлургии проводится последовательная модернизация оборудования, вводятся новые мощности по переработке руды на флагманах узбекской металлургической промышленности – АГМК, НГМК, Узметкомбинат. Внедряются эффективные методы управления на предприятиях. Строятся новые производственные мощности в черной металлургии, в частности Ташкентский металлургический завод. Доля металлургической промышленности в структуре обрабатывающей промышленности увеличилась с 9% в 2016 г. до 22,2% в январе-ноябре 2019 г.

Отрасль автомобилестроения подверглась реформированию. Ликвидирована большая часть льгот, предоставляемых отечественному производителю легковых автомобилей, наблюдается частичное снижение монополизации отрасли за счет либерализации внешнеторговой деятельности. Удельный вес объема производства автотранспортных средств в структуре обрабатывающей промышленности увеличился с 4,6% в 2016 г. до 13% в январе-ноябре 2019 г. После сокращения в 2015-16 гг. производство легковых автомобилей достигло 271 тыс. шт. в 2019 г. и увеличилось в 2 раза в сравнении с объемом выпуска 2017 г. После пересмотра ценовой политики для внешних рынков возобновлены экспортные поставки легковых автомобилей. Уверенными темпами растет производство автомобильных двигателей, выпуск которых в текущем году, по предварительным данным, превысил в 2,2 раза выпуск за весь 2017 г.

Проведены первые IPO и SPO крупных промышленных предприятий, в частности АО «Кварц» и АО «Кокандский механический завод», результатом которого является повышение интереса к инвестированию средств в предприятия Узбекистана.

Находятся в процессе решения

В прошлогоднем послании Президент акцентировал внимание на высокий уровень государственного присутствия в экономике и в частности, в топливно-энергетической, нефтегазовой, химической и др. отраслях. Было отмечено, что это «остается серьезной преградой для их развития на основе рыночных механизмов, привлечения инвестиций». Во многих отраслях промышленности сохраняется монополия, что ведет к снижению конкуренции, неэффективному управлению производственным процессом и издержками.

Продолжает оставаться низкой сырьевая база и сохраняется зависимость от импорта товаров промежуточного потребления в некоторых отраслях промышленности, в частности, черная металлургия, химическая промышленность. Серьезную озабоченность вызывает изношенность основных фондов промышленных предприятий. Сохраняется низкий уровень производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью на базе переработки местных сырьевых ресурсов. Также необходимо отметить недостаточность количества НИОКР в области промышленного производства, создания нового технологичного производственного оборудования.

Эти факторы негативно сказываются на расширении производственной деятельности предприятий, не позволяют достигать эффекта от масштаба производства, что сказывается на конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках и сдерживает экономический потенциал.

Траектория движения

Резюмируя, необходимо сказать, что несмотря на достижения последних лет в сфере промышленного развития, динамика все еще остается неустойчивой, что демонстрируют показатели 2019 г. Дальнейшая индустриализация экономики как ожидается, будет исходить из уже заданной траектории движения.

В долгосрочной перспективе роль государства как в экономике, так и в промышленности постепенно сводится к регулирующим функциям, когда основной задачей государства становится формирование прозрачных правил рынка, где конкуренция выступает главным драйвером развития. Поэтому будет продолжаться процесс разгосударствления промышленного сектора, демонополизации промышленных отраслей, реорганизации отраслей, где госпредприятия одновременно выполняют регулирующие и хозяйственные функции. В связи с этим предусматривается привлечение в область естественных монополий частного капитала с применением государственно-частного партнерства, а также имеется необходимость в разработке мер по созданию благоприятной институциональной среды для формирования средних и крупных предприятий в частном секторе.

В государственном управлении экономикой будет возрастать роль вводимых государством мер по стимулированию отечественных производителей к снижению издержек, разработке и внедрению новых ресурсосберегающих технологий на производстве, эффективных методов управления производственным процессом. Однако, внедрение рыночных отношений в отраслях-естественных монополиях может вести к повышению цен на социально значимые товары, в частности на газ и электроэнергию. В условиях социальной направленности государства это может сформировать долгосрочные вызовы перестройки сложившейся модели хозяйственного управления в промышленном секторе и потребует выработки мер, формирующих эффективный баланс между интересами производителей и потребителей.

Одной из главных задач будет оставаться обеспечение промышленного производства достаточной сырьевой базой. В условиях возможной невосполнимости истощающихся в ходе добычи природных ресурсов и в частности энергетических ресурсов, стратегической проблемой будет оставаться снижение ежегодно добываемых собственных ресурсов. К слову сказать, на 2020 год из государственного бюджета запланировано выделить 2,3 трлн. сум, из которых 1,5 трлн. сум пойдет на субсидирование геологоразведочных работ. Столь серьезная финансовая поддержка позволит нарастить геологоразведочные работы по поиску источников сырья на территории страны, и снижению сырьевого дефицита. Необходимым видится дальнейшее внедрение эффективных технологических решений по углубленному извлечению полезных ресурсов на действующих и отработанных месторождениях. Также представляется целесообразным проработать возможность по разработке месторождений в сопредельных странах отечественными компаниями на условиях раздела продукции, что позволит в меньшей степени использовать собственные ресурсы.

В условиях значительного износа основных фондов, недостатка оборудования, позволяющего выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, наращивание производства товаров с высокой добавленной стоимостью потребует не только обновления существующей производственной инфраструктуры, но и закупок нового оборудования предприятиями. Это обуславливает необходимость доступности для предприятий значительных финансовых ресурсов, как отечественных, так и иностранных. Это определяет одной из основных задач скорейшее развитие рынка капитала и внедрение эффективных мер по привлечению средств населения в промышленное производство.

Проводимая в настоящее время последовательная модернизация и обновление оборудования на стратегически важных предприятиях в сфере энергетики, металлургии требуют значительных финансовых ресурсов. При этом будет оставаться важным снижение привлечения на модернизацию и обновления ресурсов из госбюджета или иностранных заимствований под госгарантию в условиях роста внешнего долга. В связи с чем в краткосрочный период может возникнуть потребность в выработке мер по стимулированию предприятий к обновлению и модернизации промышленного оборудования за счет собственных возможностей. Наиболее приемлемым видится ускорение выхода крупных государственных компаний на рынки ценных бумаг с сохранением основной части ценных бумаг в руках государства относительно стратегических компаний.

Имеющее место технологическое отставание, как ожидается, будет преодолеваться форсированным внедрением инновационной составляющей в архитектуру национальной экономики. В краткосрочном периоде государство сосредоточивается на формировании благоприятных условий, способствующих открытию на территории страны высокотехнологичных производств. Однако, одним из основных вызовов для этого является несоответствие инфраструктурного развития страны, отсутствие приемлемой базы для качественного скачка к высокотехнологичному производству. Поэтому формирование среды, стимулирующей приток инвестиций, технологий и знаний в Узбекистан остается ведущим приоритетом.

В заключении, необходимо отметить, что дальнейшая индустриализация экономики остается одной из основных задач, стоящих перед государством. Важным достижением последних лет стало четкое определение вектора дальнейшего развития отраслей промышленности. Можно констатировать, что основными стратегическими направлениями в области промышленности продолжают оставаться диверсификация промышленного производства, повышение производительности промышленного сектора, сокращение технологического отставания и экспортоориентированность промышленного производства при сохранении социально ориентированной политики обеспечения населения доступными энергоресурсами и товарами первой необходимости. Вышеперечисленное, как ожидается, станет одним их основных лейтмотивов Послания Президента Парламенту.

редакция журнала "Экономическое обозрение"