Экономический прогноз для Узбекистана остается позитивными на фоне продолжающихся рыночных реформ ― ВБ
- 7.10.2020 09:52
- 153

Несмотря на глобальный экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, Узбекистан станет одним из двух государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые продемонстрируют экономический рост по результатам 2020 г. Этот прогноз даётся в опубликованном сегодня новом выпуске регионального экономического обзора Всемирного банка.
Пандемия коронавируса (COVID-19) стала самым серьезным кризисом, с которым столкнулся Узбекистан с момента восстановления национальной экономики после распада Советского Союза. Он негативно сказался на росте ВВП страны и привел к снижению занятости, благосостояния и доходов граждан.
В первой половине 2020 г. рост ВВП был почти нулевым по сравнению с ростом на уровне 5,8% в первой половине 2019 г. Инвестиции в основной капитал за тот же период снизились на 12,8%. Уровень безработицы резко вырос с 9,4% в первом квартале 2020 г. до 15% во втором квартале.
Увеличение производства золота и рост в сельском хозяйстве помогли компенсировать резкий спад в промышленности и сфере услуг. Несмотря на сокращение денежных переводов на 19% в первой половине года, совокупное увеличение социальных выплат на 17% и повышение минимальной заработной платы на 10% с февраля месяца 2020 г. помогли сохранить частное потребление.
Сокращение денежных переводов и увеличение дефицита внешней торговли увеличили дефицит текущего счета платежного баланса до 7,7% ВВП в первой половине 2020 г. Экспорт за тот же период снизился на 22,6% из-за сбоев в глобальной цепочке поставок и падения цен на основные сырьевые товары (природный газ, металлы). Импорт сократился на 15% после резкого падения ввоза машин, оборудования и полуфабрикатов иностранного производства в страну.
Более низкое поступление доходов в госбюджет и крупные антикризисные расходы привели к увеличению бюджетного дефицита до около 5% от ВВП в первой половине 2020 г. Около 2,5% от ВВП было направлено на дополнительные расходы на здравоохранение, увеличение пособий для малообеспеченных, расширение общественных работ и поддержку предприятий. Несмотря на значительный рост поступлений за счет увеличения экспорта золота, более слабые экономические условия и отсрочка уплаты налогов привели к снижению поступлений доходов в госбюджет, исчисляемого как доля от ВВП, на два процентных пункта в годовом исчислении.
Годовая инфляция снизилась до 11,6% в августе 2020 г., что позволило Центральному банку Узбекистана дважды понизить ставку рефинансирования в 2020 г. - с 16% до 15% в апреле, и до 14% в сентябре. Антикризисные кредитные линии предприятиям помогли увеличить кредитование экономики в целом на 18% в январе-августе 2020 г.
«Кризис, вызванный пандемией, почти полностью затормозил рост ВВП в Узбекистане в 2020 г. и увеличил уровень бедности впервые за более чем двадцать лет. Правительство приняло ряд антикризисных мер, чтобы смягчить последствия для экономики, социального благополучия и здоровья населения. Несмотря на нынешние вызовы и трудности, руководство страны вновь подтвердили свое твердое намерение продолжать реформы в ключевых секторах экономики с целью достижения более высоких темпов роста ВВП и улучшения уровня жизни граждан. После завершения пандемии крайне важно обеспечить восстановление экономики, сделав ее более устойчивой и инклюзивной», - отметил Марко Мантованелли, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане.
Экономический прогноз Узбекистана остается позитивными, поскольку рыночные реформы увеличивают стимулы в экономике к более эффективному использованию ресурсов и росту частного сектора. Снятие карантина в третьем квартале 2020 г., устойчивое сельскохозяйственное производство и частичное восстановление денежных переводов приведут к усилению экономической активности во второй половине 2020 г. по сравнению с его первой половиной.
По прогнозам, годовой рост ВВП в этом году составит от 0,4% до 0,8%, что значительно ниже, чем в 2019 г., когда он достиг 5,6%. В тоже время, Узбекистан и Таджикистан станут единственными странами среди 23 государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые, как ожидается, продемонстрирует положительный рост ВВП в 2020 г. (Таблица 1). При условии, что карантин не будет введен повторно по всей стране, рост ВВП Узбекистана прогнозируется на уровне от 4,8% до 5,0% в 2021 г.
Таблица 1. Сводное изложение предположений относительно темпов экономического роста в регионе Европы и Центральной Азии (рост реального ВВП в рыночных ценах (%), если не указано иное) |
Изменения по сравнению с прогнозом за июнь 2020 г. (п.п.) | Негативный сценарий роста в 2021 г.
| |||||||
2017 | 2018 | 2019o | 2020п | 2021п | 2020п | 2021п | ||
Албания | 3.8 | 4.3 | 2.2 | -8.4 | 5.0 | -3.4 | −3.8 | 3.0 |
Армения | 7.5 | 5.2 | 7.6 | -6.3 | 4.6 | -3.5 | -0.3 | 3.1 |
Азербайджан | 0.2 | 1.5 | 2.2 | -4.2 | 1.9 | -1.6 | -0.3 | 1.1 |
Беларусь | 2.5 | 3.1 | 1.2 | -2.8 | -5.5 | 1.2 | -6.5 | -6.4 |
Босния и Герцеговина | 3.2 | 3.7 | 2.6 | -3.2 | 3.0 | 0.0 | -0.4 | 1.5 |
Болгария | 3.5 | 3.1 | 3.4 | -5.1 | 3.9 | 1.1 | -0.4 | 3.2 |
Хорватия | 3.1 | 2.7 | 2.9 | -8.1 | 5.9 | 1.2 | 0.5 | 5.4 |
Грузия | 4.8 | 4.8 | 5.1 | -6.0 | 4.0 | -1.2 | 0.0 | 3.0 |
Венгрия | 4.3 | 5.1 | 4.9 | -5.0 | 4.5 | 0.0 | 0.0 | 1.5 |
Казахстан | 4.1 | 4.1 | 4.5 | -2.5 | 2.5 | 0.5 | 0.0 | 1.0 |
Косово | 4.2 | 3.8 | 4.2 | -8.8 | 3.7 | -4.3 | -1.5 | 1.7 |
Кыргызская Республика | 4.7 | 3.8 | 4.5 | -5.5 | 4.8 | -1.5 | -0.8 | 3.0 |
Молдова | 4.7 | 4.3 | 3.6 | -5.2 | 3.5 | -2.1 | -0.5 | 1.5 |
Черногория | 4.7 | 5.1 | 3.6 | -12.4 | 6.9 | -6.8 | 2.1 | 4.8 |
Северная Македония | 1.1 | 2.7 | 3.6 | -4.1 | 3.6 | -2.0 | -0.3 | 2.6 |
Польша | 4.9 | 5.3 | 4.1 | -3.9 | 3.5 | 0.3 | 0.7 | 0.2 |
Румыния | 7.1 | 4.4 | 4.1 | -5.7 | 4.9 | 0.0 | -0.5 | 4.7 |
Российская Федерация | 1.1 | 2.5 | 1.3 | -5.0 | 2.8 | 1.0 | 0.1 | 1.0 |
Сербия | 2.0 | 4.4 | 4.2 | -3.0 | 2.9 | -0.5 | -1.1 | 1.5 |
Таджикистан | 7.6 | 7.3 | 7.5 | 1.6 | 3.7 | 3.6 | 0.0 | 1.6 |
Турция | 7.5 | 3.0 | 0.9 | -3.8 | 4.0 | 0.0 | -1.0 | 1.0 |
Украина | 2.5 | 3.3 | 3.2 | -5.5 | 1.5 | -2.0 | -1.5 | 1.0 |
Узбекистан |
4.5 |
5.4 |
5.6 |
0.6 |
4.8 |
-0.9 |
-1.8 |
2.9 |
Примечания: ВВП и компоненты расходов измеряются в ценах 2010 г. по рыночным обменным курсам, если не указано иное. Оценки Всемирного банка часто обновляются на основе новой информации и с учетом меняющихся обстоятельств (в мире). Следовательно, цифры, представленные в таблице, могут отличаться от тех, что содержатся в других документах Всемирного банка, даже если базовые оценки перспектив стран не отличаются в тот или иной конкретный момент времени. Дополнительная информация доступна по ссылке www.worldbank.org/gep.
Инфляция замедлится в среднесрочной перспективе, но останется на высоком уровне в результате дальнейшего реформирования цен. Ожидается, что дефицит текущего счета платежного баланса составит около 6% от ВВП в 2020 г. благодаря восстановлению денежных переводов и снижению дефицита внешнеторгового баланса. Предполагается, что в среднесрочной перспективе он останется примерно на том же уровне, поскольку рост импорта машин, оборудования и полуфабрикатов возобновится после окончания пандемии. Ожидается, что данный дефицит будет финансироваться за счет увеличения государственных заимствований и постепенного увеличения иностранных инвестиций.
Прогнозируемый дефицит госбюджета в размере 7,5% ВВП в 2020 г. снизится в 2021-22 гг. по мере постепенного сокращения антикризисных расходов и увеличения поступлений в госбюджет. В среднесрочной перспективе прогнозируется сокращение дефицита госбюджета.
Дефицит в 2020 г. и в последующей среднесрочной перспективе будет финансироваться в основном за счет увеличения внешних заимствований. Внешний государственный долг увеличится, по оценкам, до 34,7% от ВВП в 2020 г. Хотя в процентах от ВВП он увеличился с 2017 г., ожидается, что в среднесрочной перспективе он стабилизируется.
Внешний государственный и гарантированный правительством долг Узбекистана остается умеренным по сравнению с 22 другими государствами в регионе Европы и Центральной Азии. Для сравнения: отношение внешнего государственного долга к ВВП, прогнозируемое в 2020 году, составит для Казахстана - 26,6%, Кыргызской Республики - 64,2%, Таджикистана - 51%, Армении - 63,8%, Азербайджана - 19,6%, Грузии - 60%, России - 20,5%, Украины - 62%, Беларуси - 45,2% (Таблица 2).
Таблица 2 Внешний государственный долг (в процентах от ВВП)
| ||||
Внешний государственный долг (в процентах от ВВП) |
| 2019о | 2020п | 2021п |
Албания |
| 68.0 | 81.3 | 81.3 |
Армения |
| 53.5 | 63.8 | 63.6 |
Азербайджан |
| 18.9 | 19.6 | 20.0 |
Беларусь |
| 38.4 | 45.2 | 49.9 |
Босния и Герцеговина |
| 33.1 | 38.0 | 38.2 |
Болгария |
| 20.4 | 27.7 | 30.7 |
Хорватия |
| 73.2 | 86.4 | 83.2 |
Грузия |
| 41.1 | 60.0 | 58.0 |
Казахстан |
| 19.8 | 26.6 | 29.2 |
Косово |
| 17.0 | 22.6 | 27.5 |
Кыргызская Республика |
| 54.1 | 64.2 | 64.6 |
Молдова |
| 27.4 | 33.2 | 35.1 |
Черногория |
| 77.2 | 92.9 | 94.3 |
Северная Македония |
| 48.8 | 59.1 | 59.8 |
Польша |
| 46.0 | 54.4 | 56.0 |
Румыния |
| 37.6 | 45.1 | 47.7 |
Российская Федерация |
| 13.9 | 20.5 | 22.9 |
Сербия |
| 52.9 | 59.6 | 58.5 |
Таджикистан |
| 45.2 | 51.0 | 49.2 |
Турция |
| 32.5 | 40.3 | 40.6 |
Украина |
| 50.4 | 62.0 | 58.9 |
Узбекистан |
|
29.3 |
34.7 |
38.3 |
Источник: Всемирный банк.
О = оценка; П = прогноз.